О чем может рассказать одно фото… / История семьи Хатиповых
Первый ряд слева направо: глава семьи Сейтумер-эфенди Хатипов, старшая дочь Сюндус, супруга Эсма. Второй ряд: сын Сюндус Сейран, дочь Сейтумера Мерьем, дочь Сейтумера Эмшире.
Алла бир къапыны къапатса, бинъ къапыны ачар…
Если Аллах закроет перед тобой одну дверь, то одновременно откроет тысячу дверей…
Народная мудрость
Порой одно фото может тебе рассказать столько, что трудно себе представить… На фотографии представлена семья Сейтумера эфенди, къартбаба моей супруги Гульнар.
Слева направо в первом ряду – глава семейства Сейтумер-эфенди Хатипов. По рождению он был Кадыевым. Но, окончив медресе и занявшись религиозной деятельностью, сменил свою фамилию, хотя иметь фамилию с приставкой “кады” не менее почетно. Но уж так сложилось…
Рядом с ним старшая дочь Сюндус 1913 г.р. Справа от дочери мать и супруга главы семейства Эсма-бита.
Во втором ряду слева – мальчик 12-13 лет, Сейран, 1935 г.р. сын Сюндус-апте. За ним – вторая дочь Сейтумера-эфенди Мерьем 1915 г.р. (мать моей супруги). За ней – младшая дочь Сейтумера-эфенди Эмшире 1917 г.р.
Если предположить, что Сейрану на фото 12-13 лет, то фотографию можно датировать 1947-48 гг.
Сейтумер-эфенди родом из Буюк Озенбаша, а супруга Эсма-бита – из Кучук Озенбаша.
В силу некоторых обстоятельств семья переехала жить в Алушту.
В дальнейшем дочери Сейтумера-эфенди получили образование в Симферополе. Старшие Сюндус и Мерьем стали бухгалтерами, а специальность Эмшире на то время супруга уточнить не может.
Как вспоминает Гульнар, Мерьем-ана алуштинский климат не подошел. Из-за постоянных ветров она часто болела, и врачи настоятельно рекомендовали ей переехать в Симферополь, что они и сделали.
Проживала Мерьем-ана с родителями в Симферополе по ул. Гоголя 11 напротив нынешнего “Центрального музея Тавриды”.
Как-то мы ходили с супругой посмотреть, где жила мама с родителями. Это типичный симферопольский дворик с несколькими домами. Мы увидели балкон на втором этаже, где они проживали.
Старшая и младшая дочери Сейтумера-эфенди в это время были замужем и тоже проживали в Симферополе.
Супруга сожалеет, что не расспрашивала родителей подробно о депортации, и поэтому сложно восстановить всю картину выселения. Поэтому я опишу по факту, кто куда попал после депортации.
Старшая дочь Сюндус с Мерьем оказались на станции Бахт Сырдарьинской обл. Узбекистана. Эмшире оказалась с супругом в Самарканде. А Сейтумер-къартбаба с Эсма-бита и внуком Сейраном оказались на станции Новая Ляля на Урале.
Как рассказывает Мерьем-ана, они с сестрой Сюндус благодаря своей специальности бухгалтеров буквально на второй день стали работать по своей специальности в одной из организаций поселка Бахт. К ним руководство относилось более, чем доброжелательно. Специальность бухгалтера в то время да еще в глубинке республики была редкостью…
Вскоре их нашла сестра Эмшире и переехала к ним.
Все это время они, конечно, беспрерывно интересовались и искали, куда были высланы родители. А узнав, что они оказались в Новой Ляле, сразу снарядили в путь, как свободную и самую шуструю младшую сестру Эмшире. И надо сказать, что Эмшире-тизе в этом очень даже преуспела и сумела привезти родителей и внука Сейрана в Узбекистан. Сестры понимали, что им надо, не мешкая, двигаться поближе к столице, к Ташкенту. И вскоре им благодаря своей специальности удалось переехать в Янгиюль. Старшие сестры также устроились работать бухгалтерами в организациях Янгиюля. А младшая сестра Эмшире стала работать на телефонной станции и в радиоузле города.
Старожилы Янгиюля помнят, как в 1950- х годах Сейтумер-эфенди вместе с его близким другом Ибраимом-эфенди проводили дуа и другие религиозные мероприятия в городе.
Сейтумер-эфенди ориентировочно 1880 года рождения, а скончался ориентировочно в 1957 г. Эсма-бита родилась в середине 1880-х годов, а скончалась в 1953 г.
Я не просто так выбрал эпиграфом к своей заметке одну из народных мудростей.
Действительно, природа человеческой жизни так создана, что она всегда дает человеку шанс выйти из трудного положения…
Я описал со слов супруги судьбу близких ее родственников в самый трудный период их жизни. Казалось бы, это рядовая судьба многих наших соотечественников, перенесших страшную депортацию… Но если задуматься глубже, то, начиная со дня депортации, каждая семья наших соотечественников на протяжении 10-15 лет совершила героические поступки, борясь со всеми невзгодами, которые выпало им преодолеть…
И народ выжил и совершил самое главное – вернулся на Родину.
Энвер МУРАТ