Находки Айше Юнус: «Товарищ командир, извините, я депортировал вашу сестру…»
С писателем Рустемом Муедином судьба сыграла злую шутку. В годы войны он служил в НКВД, и его часть непосредственно участвовала в депортации крымских татар, включая его… ближайших родственников. Вот как рассказал об этом сам писатель краеведу Гирею Баирову.
В мае 1944-го часть НКВД, в которой служил Рустем Муедин, размещалась в Симферополе. Каждый вечер его сослуживцы выходили патрулировать улицы Симферополя. Кроме Рустема, в этой части служило ещё семеро крымских татар.
«17 мая вечером нам ничего не сказали, из части все однополчане ушли. Мы решили, что они на патрулировании и легли спать, а они, оказывается, поехали выселять крымских татар», – вспоминал писатель.
Примерно в 5 утра, когда уже светало, один солдат разбудил Рустема и между ними состоялся такой диалог:
– Товарищ командир, извините меня.
– За что ты должен извиниться, что случилось?
– Я выселил вашу сестру, – ответил солдат.
– Как выселил? С чего ты взял, что это моя сестра? – удивился Рустем.
– Мы зашли к ней в дом, у неё было двое детей. Она сказала, что её младший брат служит в НКВД. Я спросил, как его зовут. Она ответила: «Рустем Муединов». Так это мой командир! Я помог ей погрузить чемодан и детей в машину…
Рустем надел свою военную форму и с одним из товарищей бросился к дому своих родителей, но никого там уже не застал. Оттуда он побежал в дом сестры, где увидел лишь трёх чужих женщин – они вели учёт оставшегося в домах крымских татар имущества. Рустема в дом не пускали, но он всё же проник туда и, подобрав с пола альбом с фотографиями, ушёл обратно в часть.
Спустя две недели из Крыма выселили и самого Рустема. Его вместе с другими сослуживцами – крымскими татарами отправили в Узбекистан. А дальше всё было как и у всех остальных крымских татар – жизнь в условиях спецпоселения, похороны близких, лишения и унижения…
Иллюстрация: Рустем Муедин (стоит крайний слева) с родителями, братьями и сёстрами. Симферополь, довоенные годы (из архива Севиль Севдияр)