Находки Айше Юнус: Крымский татарин Осман Чехов
Классик русской и мировой литературы Антон Чехов долгое время жил в деревне Аутка, где его соседями были в основном крымские татары. Известно, что в гости к писателю заходил местный мулла. А крымский татарин Мустафа Нури, узнав, что писатель поселился в Ялте из-за туберкулёза лёгких, регулярно приносил ему кумыс в глиняных кувшинах.
Сам Чехов тоже нередко бывал в гостях у Мустафы Нури. «Антон Павлович сидел возле него на самом почётном месте, пил кофе и расспрашивал так подробно обо всём, точно был первым другом Нури», – рассказывала одна из свидетельниц этих встреч.
Известно, что Чехов принимал личное участие в организации крымскотатарской школы в деревне Мухалатка. И даже приобрёл для неё на собственные деньги письменные принадлежности и 256 учебников (их, кстати, прислал ему из Бахчисарая сам Исмаил Гаспринский).
А ещё у Чехова, по данным ялтинского краеведа Геннадия Шалюгина, была трость, сделанная крымскотатарскими ремесленниками. Это была искусно загнутая и отшлифованная ветка кизила с медным наконечником, тонким орнаментом и выжженным рисунком – скалами Симеиза. Писатель часто пользовался этой тростью, выходя из дома на прогулку.
Писатель настолько сдружился с крымскими татарами и проникся их культурой, что однажды в шутку написал своей московской знакомой: «Я перешёл в магометанскую веру и уже приписан к обществу татар деревни Аутка близ Ялты … Осман Чехов».