Находки Айше Юнус: Крымскотатарский «шамар» для Горького
Русский писатель Алексей Максимович Горький в юности получил хорошую взбучку от старика – крымского татарина. Эту смешную историю рассказал сам Горький в 1935 году на встрече со своими крымскими коллегами. А пересказал её один из участников той встречи – писатель Шамиль Алядин.
«Алексей Максимович вспоминал, как в давние времена, еще задолго до революции, скитался он по Крыму в поисках счастья, и крымские татары помогали ему, принимали у себя в доме, кормили, да еще и в дорогу еды давали. И, посмеиваясь в усы, поведал он о том, как однажды попал впросак, не зная тогда еще традиций, обычаев местного народа.
Шёл он как-то в Карасубазаре по улочке старой маалле и увидел, как пожилой татарин, сидя на летней веранде за круглой хоной (низким столиком), ест чебуреки. Наверное, по глазам парнишки старик понял, что он голоден, и сделал знак рукой, чтобы он подошел.
– Отур, аша (Садись, ешь), – сказал старик.
И с улыбкой наблюдал, как парнишка, обжигаясь, уплетает за обе щеки.
И пришло же тому парнишке как раз в тот момент на память, как однажды бородатый поп в чёрной рясе прогнал его из церкви, боясь, как бы он не стибрил чего-нибудь. Поев и не зная, как отблагодарить, он брякнул: – Вам бы, отец, стать нашим попом!
Старик переменился в лице, схватил палку и огрел ею Алёшку поперек спины. Тот еле ноги унёс.
– Я тебе «кушай, кушай», а ты мне «папаз», да? – гневно ругался вслед ему старик (папаз — поп по-крымскотатарски).
«Вот что значит не знать обычаев местного народа», – сказал в заключение Алексей Максимович Горький.