У крымских татар украли героя?

Ногайский государственный драматический театр около месяца назад презентовал новую постановку – спектакль «Алиме» (по пьесе Юсуфа Махульдура «Даля») о легендарной разведчице Алиме Абденнановой, замученной и убитой нацистами в период оккупации Крыма. Крымские татары, к числу которых относилась героиня, казалось бы, должны радоваться тому, что подвиг соотечественницы в очередной раз увековечили. Если бы не одно «но».
Алиме Абденнанову «приписали» к другому народу. В СМИ, а также на официальном сайте театра ее называют не иначе, как «крымская ногайка» [степные крымские татары не равно ногайцы – коренной народ Северного Кавказа, – прим. ред.]. Презентовали один из эпизодов спектакля в проекте «Шатер Рамадана» в Москве – с аналогичной подводкой – «о крымской ногайке».
Тем печальнее тот факт, что режиссером спектакля является крымскотатарский актер Рефат Сеит-Аблаев. В одном из интервью местной прессе постановщик называет Алиме «крымчанкой», упоминает депортацию крымскотатарского народа спустя месяц после расстрела Абденнановой, а также рассказывает, что «лётчики штурмового авиаполка нашли родственников в местах ссылки и поблагодарили за воспитание такого патриота, искренне преданного своей земле». Ни слова о крымскотатарскости героини. А ведь много лет мы пытаемся опровергнуть стереотип о предательстве и, используя примеры с подобными героическими личностями, должны снова и снова доказывать обратное, а не разбрасываться своими героями.
Между тем в Крыму чтут память легендарной соотечественницы – один из первых после возвращения мемориалов воздвигнут в память об Алиме Абденнановой – на малой Родине разведчицы, в Восточном Крыму. Противостоя правоохранительным органам и бульдозерам, с трудом находя строительные материалы, ночуя на месте установки, крымскотатарские активисты установили этот памятник. Имя героини носят школа с крымскотатарским языком обучения в Акмесджите, а также множество улиц по всему Крыму.
Подобная путаница может возникнуть вследствие этнонима ногъаи, который используется по отношению к одному из субэтносов крымских татар. При всем уважении к братскому ногайскому народу степные крымские татары не равно ногайцы – коренной народ Северного Кавказа. Хотя и не секрет, что некоторые представители крымскотатарского субэтноса родственность с кавказскими ногаями активно транслировали.
Справедливости ради отметим, что национальную принадлежность другого крымскотатарского героя – Амет-Хана Султана всегда трактуют верно – отмечая его корни со стороны матери. На упомянутом уже «Шатре Рамадана» летчик-ас был героем вечера Дагестана, организаторы которого рассказали об Амет-Хане – крымском татарине по матери.