Злейшие враги крымских татар
Злейшие враги крымских татар….это экскурсоводы. Особенно их вредительская деятельность проявляется в наиболее популярных среди туристов местах.
Для экскурсоводов, скажем, Ялты, а следовательно, и их слушателей, крымских татар не существует в истории этого города. Основали его древние греки, затем он был рыбацкой деревушкой в период османского владычества и буквально расцвел после 1783 года – краткий сюжет наиболее популярной экскурсии, львиная часть которой посвящена дворцам, построенным царскими особами. Кто-то подумает, что в Ялте нечего рассказывать о крымских татарах. С ними не согласится молодая исследовательница крымскотатарской Ялты Улькер Сеитбекирова.
«У южнобережных крымских татар есть свой диалект, своя архитектура, свои песни и произведения. Подтверждением тому служат те остатки домов, джами, чешме, башташей, которые мы сегодня собираем. Если взять карту домовладений конца XIX – начала XX веков, то можно увидеть, сколько недвижимости было в собственности у крымских татар. Немалое количество доходных домов на набережной принадлежало крымским татарам», – отмечает она.
На худой конец в своем экскурсионном тексте гиды могли бы упомянуть ялтинскую мечеть или крымскотатарского происхождения топонимы и другие названия, которые они используют в своих текстах. Но и этого нет. Еще один исследователь крымскотатарской топонимии и гид по горам полуострова Энвер Меджидов предполагает, что это следствие административной проблемы.
Экскурсоводы, по его мнению, пересказывают спущенные им тексты. Более того, по его данным, даже некоторые экскурсоводы из числа крымских татар рассказывают заученные тексты, в которых нет ничего из нашей истории. Энвер-бей считает, что гиды обычно ориентируется на национальную принадлежность аудитории, которая пришла, то есть крымским татарам рассказывать крымскотатарскую историю, русским – русскую и т.д.
Такой подход не решит проблему – крымские татары для большинства своих соседей по полуострову и многочисленных гостей как всегда останутся в тени истории.
Хотя своим соотечественникам мы бы рекомендовали посещать экскурсии правильных экскурсоводов, чтобы знать свою историю, оригинальные названия топонимов, легенды о происхождении географических объектов и т.д. А то, бывает, что, находясь в походе с проводником, который рассказывает о наших с вами горах и уточняет у нас, носителей крымскотатарского языка, переводы названий вершин или источников, а мы ни в зуб ногой.
Показательны в этом отношении экскурсии по Бахчисараю. Не только по популярным маршрутам, но и малоизвестным местам. Например, экскурсии «Неизвестный Бахчисарай», которые проводили в рамках KitapFest, рассказывают о ремесленнических кварталах города (кварталы ювелиров, кожевников), о чешме, дюрбе, старых кладбищах и мечетях. Такие экскурсии здорово пополняют багаж знаний о национальной истории.
В современном Крыму крымскотатарский язык признан на государственном уровне, а его упоминания экскурсоводы всячески избегают. Весь наш народ считается реабилитированным на государственном уровне, но как и в советские годы на своей родине нас как не было, так и нет. Для гостей Крыма.
Тимур ТАРПАН