Помнишь ли меня, Крым? – Дженгиз Дагджи
Последнее интервью Юнуса Кандыма. «Голос Крыма», 2005 г.
В марте этого года крымскотатарская общественность отметит 85-летний юбилей одного из патриархов отечественной литературы, известного писателя Дженгиза Дагджи, с 1946 г. проживающего в Лондоне. Заниматься литературой, писать стихи Дженгиз Дагджи начал в школьные и студенческие годы. После окончания войны обратился к прозе. Он – автор романов «Къоркъунч йыллар» («Страшные годы»), «Олар да инсан эди» («Они тоже были людьми»), «Анама мектюплер» («Письма к матери») и пяти книг воспоминаний-дневников «Янсынлар» («Отражения»). Накануне юбилея в гостях у Джегиза Дагджи побывал крымскотатарский поэт, писатель, переводчик Юнус Кандым, который откликнулся на наше предложение поделиться своими впечатлениями.
«Я отведал сарма и долма, приготовленные Дженгизом Дагджи»
– С творчеством нашего выдающегося соотечественника я знаком свыше 15 лет, так как являюсь переводчиком романов Дж. Дагджи с турецкого языка на крымскотатарский.
Наше длительное заочное знакомство по телефону, переписка наконец-то привели к долгожданной встрече. 19–27 февраля, накануне 85-летнего юбилея, мне посчастливилось побывать в Лондоне и несколько дней с глазу на глаз пообщаться с Дженгизом Дагджи, этим поистине великим крымскотатарским писателем. Я подчеркиваю, великим писателем, так как, несмотря на 60-летнюю разлуку, он сохранил в своем сердце безграничную, сыновнюю любовь и теплоту к Крыму, своему народу. Поэтому Дженгиз Дагджи прежде всего крымскотатарский писатель, и только потом мы можем отнести его к тюркской и мировой литературе.
Первая встреча в доме писателя была очень эмоциональной, мы, мужчины, не скрывали друг от друга слез радости и волнения. Дженгиз Дагджи с восторгом и глубокой благодарностью принял книги, посланные ему в подарок Союзом крымскотатарских писателей, куклу в традиционном крымскотатарском наряде, переданную супругами Османовыми из Бахчисарая. Неожиданный приезд стал приятным сюрпризом для юбиляра, и он все время, глядя на меня, мокрыми от слез, почти ослепшими глазами, тихо повторял: «Ты для меня привез Крым». Ежедневно, общаясь по нескольку часов в основном во второй половине дня (в первую писатель отдыхает) до позднего вечера, мы подробно обсуждали все интересующие нас темы, проблемы, иногда прогуливались.
Биографические сведения разбросаны в воспоминаниях писателя «Yansinlar» («Отражения»). Мне удалось из первых уст раpepyfnm и записать на диктофон во всех подробностях нелегкий жизненный путь юбиляра, начиная с рождения, заканчивая сегодняшним днем. Еще очень важная для меня деталь, которую я пронесу через всю жизнь. Будучи гостем, я отведал приготовленные собственноручно Дженгизом Дагджи крымскотатарские сарма и долма.
– Дженгиз Дагджи уже в преклонном возрасте. После смерти супруги Регины дети и внуки присматривают за ним?
– Несмотря на преклонный возраст, Дженгиз Дагджи чувствует себя бодро, самостоятельно готовит и, вероятно, не в его характере жаловаться на судьбу, на здоровье. Трудности доставляет лишь плохое зрение, он не в состоянии читать, писать. При мне Дагджи пытался с помощью увеличительного стекла читать книги, газеты, что ему передали, но это его быстро утомляет. Живет один, дочь Арзы с внучкой Анадель навещает его примерно один раз в неделю, правнук и правнучка – еще реже. Зять – Франк Поснер, англичанин по национальности, навещает чаще, совместно они убирают дом.
Свой внутренний мир любви к Крыму он покидать не намерен
– Каковы творческие планы Дженгиза Дагджи, над чем он работает?
– Сейчас он писать не может. Я попросил его написать несколько строк, чтобы получить образец почерка. Однако он видит только белый лист бумаги на столе и большими буквами интуитивно пишет. К сожалению, Дженгиз Дагджи не сохранил личный архив, письма, рукописи. Раритеты, вероятно, уничтожены им после смерти супруги Регины, когда он впал в глубокую депрессию. Библиотеку передал благотворительному обществу, совершенно не предполагая, что это может понадобиться здесь, в Крыму.
– Планирует ли Дженгиз Дагджи посетить Крым?
– Я неоднократно предлагал юбиляру совершить поездку в Крым и свои услуги в качестве сопровождающего. Все расходы (по предварительной договоренности) брали на себя фонд «Крым» и крымскотатарское общество в Турции. Вначале Дженгиз Дагджи вы сказался, что мечтает взобраться, как в детстве, на гору Мемиш-Баир, взглянуть оттуда на Гурзуф, Аю-Даг, затем спуститься в Кызыл Таш, оттуда – к Черному морю, Адаларам, и там уже успокоиться навсегда. Я ему шутя отвечал, что этого ему никто гарантировать не может. Однако, ближе к расставанию, поблагодарив за предложение, он сказал, что прожил замкнутую, скрытую от посторонних глаз жизнь, создав свой внутренний мир любви к Крыму, и пределы этого мира он уже покидать не намерен.
– Ваша поездка, вероятно, потребовала немалых затрат. Кто оказал помощь в ее организации?
– Я глубоко благодарен всем, кто оказал материальную и моральную поддержку в осуществлении этой замечательной идеи. Порядка 12-14 крымскотатарских бизнесменов выделили средства. Особо необходимо указать на всемерную со стороны Меджлиса* и лично Мустафы Джемилева, написавшего письмо на имя посла Великобритании в Украине с просьбой об оказании содействия этому проекту. В решении визовых проблем существенную помощь оказал Фикрет Юртер из США, Джелял Ичтен из Турции, а в Лондоне – Синан Утку. Ему 36 лет, его предки в ХIХ веке эмигрировали из Крыма в Турцию. Синан – удивительный человек, неоднократно посещавший Крым, несколько месяцев жил в Бахчисарае, и что удивительно: в нем пробудилось чувство национального самосознания. Будучи адвокатом, Синан официально составил два договора, которые с удовлетворением подписал Дженгиз Дагджи. Первым договором юридически оговорено о передаче авторских прав крымскотатарскому фонду «Крым», касательно изготовления и распространения по всему миру аудио- и видеопродукции по его произведениям. Вторым договором предусмотрено издание произведений Дженгиза Дагджи на языках народов СНГ.
Одиночеству Дагджи пришел конец
– С кем Дженгиз Дагджи поддерживает отношения?
– Писатель очень редко общается с «внешним» миром. Иногда посещает польское культурное общество «Поск», где познакомил меня с друзьями. Я обратил внимание, что Дженгиз Дагджи – очень скромный и непритязательный к славе человек. Я также очень рад, что с моим приездом его глубокому одиночеству пришел конец. Судьба так сложилась, что в Оксфорд на постоянное место жительства переехал с семьей мой лучший друг и ровесник, туркменский писатель Аннагули Нурмамедов. Он 12 лет прожил в Турции и известен как автор нескольких исторических романов. По Интернету я нашел его, мы встретились, и 25.02 вместе посетили юбиляра. После знакомства Аннагули дал мне слово, что их Семья не оставит Дженгиз-ага одного. Синан Утку также заверил меня, что будет посещать писателя и помогать ему. Вот таким образом вокруг Дженгиза-ага создалось небольшое окружение интеллигентных людей, которые позаботятся о нем.
В Крыму будет снят кинофильм по роману Дагджи
– Юнус-бей, над чем Вы сейчас работаете?
– Я готовлю подстрочный перевод на русский язык небольшого романа Дженгиза Дагджи «Ёлдашлар» («Спутники») о первых днях войны, об отступлении советских войск на территории Украины. Существует также договоренность об издании в Киеве романа на украинском языке (в переводе Миколы Мирошниченко). В планах – издать все записи, сделанные во время встреч.
Дженгизом Дагджи в Лондоне (уже нашлись спонсоры) – неоконченный пятистраничный рассказ, обнаруженный мною среди бумаг на письменном столе писателя. Эксклюзивное право опубликовать полную биографию Дженгиза Дагджи получил журнал «Йылдыз». С лета прошлого года, по просьбе Л. Османова и З. Каратая, президента Стамбульского телевидения ТВТ-1, я написал сценарий для полнометражного кинофильма по роману Дженгиза Дагджи «Олар да инсан эди». Во время встреч мы совместно согласовали сценарий. Дженгиз Дагджи остался доволен и дал согласие на производство фильма. На обратном пути я задержался в Стамбуле, где встретился с Джелялом Ичтеном и Зафером Каратаем –заказчиками фильма. 27 февраля состоялась наша беседа. Фильм будет внесен в бюджет 2006 г., и съемки планируется провести в Крыму: в Гурзуфе и Ялте.
– Вы не прожили в Англии, как Дженгиз-ага, более полувека. Но все же, каковы Ваши впечатления от посещения этой страны?
– Лондон – огромный, по нашим меркам, мегаполис и все же, несмотря на загруженность, я находил время на ознакомление с некоторыми достопримечательностями. Посетил Британский музей, музей «Виктория», наблюдал за лондонцами, среди которых очень много восточных людей, выходцев из стран Азии. Первое ощущение: «Роботы!» – проходит, когда встречаешь вежливое к себе отношение, даже несмотря на языковой барьер. Там я воочию убедился, что люди читают много книг, журналов, интервью газет.
Подготовил И. АБДУЛЛАЕВ
*26 апреля 2016 года Верховный суд Крыма признал Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории России.