Удивительная судьба крымскотатарского картатая
21 мая 2023 года в Акмесджите (Симферополе) в возрасте восьмидесяти пяти лет умер Эдем Раимович Тынчеров. За свою продолжительную жизнь он пережил Вторую мировую войну, оккупацию Крыма, депортацию, ссылку в Сибирь и переезд в Узбекистан, возвращение в Крым в 1991 году, где он начал свою жизнь заново. Сегодня мы хотим рассказать его историю.
В годы оккупации Крыма в возрасте с трех до шести лет Эдем с матерью Виргинией Мелконовной жил в центре Акмесджита, в районе ул. Караимской, где у них была комната. Они смогли перенести все тяготы войны и не умереть от голода.
Эдема с мамой и младшей сестренкой Гульджиан (родилась в 1939 году) депортировали 10 июня 1944 года в город Прокопьевск Кемеровской области СССР. Они попали в колонию для армян, болгар и греков. Жить приходилось в землянке. Младшая сестренка заболела и умерла. Ее хоронили с погибшими в шахте шахтерами. Несли несколько больших гробов и один маленький. Ни одной фотокарточки Гульджиан сохранить не удалось, на память семье осталась только прядь ее волос. Эту прядь Эдем хранил всю свою жизнь.
После смерти Гульджиан мама Эдема поняла, что если они останутся в Прокопьевске, то она потеряет и сына. Она самовольно уехала из колонии, стремясь добраться на юг, но была поймана в Свердловске и поселена в колонию для депортированных армян в г. Краснокамск Молотовской (ныне Пермской) области СССР.
Колония состояла из школы и четырех бараков. Эдема и его маму поселили в комнату с еще тремя семьями. В их комнате жила женщина с сумасшедшей дочерью (семья Овсепян) и одиноким человеком Баградм Маркарян. Он работал учителем в школе и сыграл значительную роль в жизни Эдема. Баград Сергеевич помогал маме Эдема Виргинии Мелконовне, работавшей лесником, в суровом ссыльном быту, и делил с ними ту скудную пищу, которую ему удавалось найти для себя. Но главная заслуга Баграда Сергеевича в том, что он научил Эдема играть в шахматы. Эту игру Эдем пронес сквозь годы, научив играть в нее всех своих сыновей, внуков и внучек.
Когда Эдем учился в третьем классе, они с мамой переехали в Узбекистан, в г. Бекабад, на воссоединение с сестрой пропавшего без вести в годы войны отца Эдема – Раима.
В то время в Бекабад ссылали депортированных разных национальностей. В их числе были и пленные немцы и японцы. Сосланные строили металлургический завод и деривационный канал для Фархадской гидроэлектростанции. Канал строили вручную, кирками и мотыгами. Эдем вспоминал, что по берегам канала было много холмов с человеческими останками. В то время в городе была поговорка: «Кто перед Родиной виноват, всех ссылают в Бекабад».
Эдем большую часть жизни прожил в Узбекистане. В 1991 году он, его жена и двое сыновей бросили все нажитое и вернулись в Крым, где поселились в пригороде Акмесджита на участке без строений. С собой им удалось переправить часть домашней утвари в железнодорожном контейнере. Эдем своими руками и с помощью сыновей построил дом (сам Эдем был строителем по образованию) и обустроил сад с плодовыми деревьями (вишнями, черешней, яблонями и инжиром).
У Эдема осталось двое детей, семь внуков и две внучки. Несмотря на то, что Эдем был крымским татарином, внуки называли его «картатай» на башкирский манер (жена Эдема из Башкирии).
Картатай Эдем прожил достойную жизнь. Он ушел, но оставил часть себя в каждом из своих детей, внуков, родственников и близких. Для семьи он навсегда останется примером в своих лучших качествах: остром уме, мужестве, скромности, трудолюбии и доброте.
Мы, любящая жена, сыновья, внуки, родственники и близкие, всегда будем его помнить.