Всем трудностям наперекор
Къуш ювасында корьгенини кутер.
(Птица делает то, чему научилась в гнезде)
Народная мудрость
Недавно я беседовал с нашей соотечественницей, и она рассказала мне историю жизни своего рода. Рассказ Эльвиры Муспаевой оказался очень интересным и поучительным, и я решил поделиться им с читателями Avdet.
«Мой дедушка Кенже-Амет Мустафаев, 1906 г.р., родом из дер. Палапан (Белинское) на берегу Азовского моря. Он окончил пединститут в Симферополе, получив диплом преподавателя истории. С 1935 г. работал заведующим литературным отделом в газете «Къызыл Къырым», внештатным сотрудником газеты «Красный Крым», а также занимался переводами. Редакции газет находились на втором этаже здания нынешнего ювелирного магазина в начале ул. Карла Маркса. Тогда на первом этаже располагался продуктовый магазин. Дедушка был интересной, творческой личностью. Часто ездил в командировки и любил повторять, что в Крыму нет ни одного уголка, где бы он ни был.
Бабушка Джемиля Мустафаева (Аблякимова), 1913 г.р., также родом из дер. Палапан. У дедушки с бабушкой было трое детей: моя мама Наджие, ее сестра Диляра и братишка Дилявер. У бабушки были два брата: Джафер, 1908 г.р. и Музаффар, 1917 г.р.
Музаффар-даи (дядя) на начало войны заканчивал службу в рядах Красной Армии. Перед демобилизацией он написал письмо своей сестре Джемиле, что в конце июня 1941 г. он демобилизуется и чтобы она приготовила его костюм и сорочку к его приезду. Однако жизнь распорядилась совсем по-другому. Музаффар служил на полуострове Ханко, который СССР арендовал у Финляндии. Собственно, здесь и разыгрался театр военных действий на море в начале ВОВ. На все запросы моей мамы Наджие в 1950-60-е и до конца 90-х годов о судьбе Музаффара-даи приходили одни и те же ответы, что он пропал без вести.
Джафер Аблякимов, старший брат бабушки, до войны работал в военкомате Симферополя. С началом войны был назначен военкомом Керченского военного округа. Он принимал участие в формировании войск этого региона в первые месяцы войны. В дальнейшем и сам был призван в действующие войска. В 1942 году Джафер принимал участие в Керченских десантных операциях. Он также в 1942 году в Новороссийске встречался с Л. И. Брежневым, служившим политруком на фронте. Брежнев уточнял о расположении некоторых частей 18-й Армии. Далее Джафер принимал участие в военных действиях на Кавказе. Джафер был женат. Супруга, Ребия, 1912 г.р., – дочь Куртнезира Абибуллаева из Карасубазара.
В апреле 1944 года был освобожден Симферополь. Эльвира-ханым (рассказчица), со слов очевидцев, рассказала о следующем эпизоде. Ребия-енге (невестка) работала в ночную смену. Ее 8-летний сын Нариман оставался в семье Кендже-Амета и Джемиля (она была для него тетей). Их район обслуживал участковый врач, который комиссовал Кендже-Амета по состоянию здоровья. В последние дни перед депортацией, посещая их, он всегда был недоволен присутствием мальчика в их семье. И каждый раз спрашивал, чей это ребенок. Ему сказали, что мать работает в ночную смену, поэтому мальчик остается с ними. Узнав, что мать находится тоже в Симферополе, он настоятельно потребовал, чтобы мальчика отвезли к матери. По-видимому, врач был в курсе дела о намечавшейся депортации и хотел, чтобы ребенок был рядом с матерью.
Отец бабушки Джемиля Абляким проживал в дер. Палапан. Этот район постоянно был подвержен бомбардировкам. Во время одного из налетов вражеских самолетов дом Аблякима-къартбаба буквально смело с лица земли. Снаряд разрушил конюшню, а лошадей разорвало на части. Когда Эльвира с матерью приезжали на родину в 1987 г., они посетили родное село. На месте взрыва бомбы был установлен обелиск.
После страшной бомбардировки Абляким-къартбаба перебрался к своим родным в Симферополь. По его воспоминаниям, когда он прибыл в Симферополь, то его неоднократно останавливали на улице патрульные службы и спрашивали документы. Когда он объяснил свою ситуацию, офицер процедил сквозь зубы, что, мол, через три дня вашего духа здесь не останется.
Вот так и настал тот страшный день разлуки с Родиной. В товарных вагонах, в которых перевозили скотину, молодых и старых, больных и здоровых увезли на чужбину. Доехали до Саратова. Здесь составы разделили. Одни составы двинулись в Узбекистан, а другие – на Урал. Как говорится, родственников “резали по живому”. Большинство попали в с. Пскент Ташкентской обл., позже перебрались под Самарканд.
Абляким-къартбаба, отец бабушки Джемиля, скончался в 1945 году. Его сын Джафер, не зная, что произошло, продолжал сражаться на Кавказе. После окончания войны его назначили военкомом в г. Тбилиси. И оставался он там по долгу службы до 1949 года. Узнав о случившемся, он нашел по своим каналам адреса родственников в Узбекистане и связался с ними. Ребия-енге, его супруга, получив весточку от мужа, на свой страх и риск без разрешения комендатуры на подножках поездов в товарных вагонах доехала до Тбилиси, и наконец-то состоялась долгожданная встреча! Там у них родилась дочка Лиля, будущий врач. После окончания службы супруга они воссоединились с родственниками в Узбекистане. Проживали на станции Зербулак. Джафер Аблякимов работал зав. базой сельхозтехники. Далее они переехали в Алмалык, а оттуда – в Ташкент.
Еще одна “отчаянная”, Малюме, двоюродная сестра мамы, убежала с поселка Пскент Ташкентской обл. в поселок Лянгар Самаркандской области. Туда привезли народ, чтобы использовать как дешевую рабочую силу на урановых рудниках. О каждой семье можно рассказать свою историю, из которой получились бы тома книг.
Мои дедушка Кендже-Амет и бабушка Джемиля, рассказывает Эльвира, как и весь наш народ тяжело переживали разлуку с любимой Родиной. От тоски, недоедания и цинги рано умер дедушка, в 1954 году. Он очень сожалел, что дети не встали на ноги и не получили пока еще образование. Он всегда считал, что образование – это основная цель для молодого поколения. У дедушки осталось много фотографий, связанных с его прежней работой в Симферополе. И Джемиля-бита создала фотоальбом. Это стало реликвией для семьи. На этих фотографиях запечатлены практически весь коллектив редакции газеты «Къызыл Къырым». А коллектив был очень дружный. Они все вместе посещали театр, отдыхали в праздничные дни на берегу Салгира, ездили на море. В альбоме много фотографий родственников, друзей, сослуживцев, которых они очень ценили. Жили къартбаба и бита в центре города, на улице Субхи, д. 10. Домик так и до сих пор стоит на своем месте. Пока была жива наша незабвенная мама, Наджие Кендже-Амет-къызы, мы часто приходили с ней к этому святому для нас месту и с тоской смотрели на дом. В такой момент человек словно еще раз проживает всю свою жизнь.
Но жизнь берет свое… Все выучились. Мама в 1957 году поступила в Московский институт иностранных языков заочно. Проучилась два года, но по болезни оставила учебу. В дальнейшем получила специальность бухгалтера-товароведа. Диляра-тизе проработала в «скорой помощи» 41 год. Мой даи Дилявер в 14 лет уехал учиться в Самарканд. Он хотел поступить в горный техникум, но его не приняли из-за национальности. Дилявер отслужил в армии. После службы поступил в строительный институт. Окончил его и работал в горисполкоме г. Душанбе ответственным за архитектуру и застройку столицы Таджикистана. После возвращения на родину работал директором ДСП-2 в г. Евпатории. Нариман-даи был директором проектного института в Ташкенте. Его сестренка Лиля работала заведующей педиатрического отделения в больнице Ташкента.
Несмотря на тяжелые и голодные годы, все учились на “отлично”, мечтали о возвращении в Крым и очень любили жизнь. Все получили высшее образование, были отличными работниками и руководителями. Неоднократно награждались грамотами, медалями и орденами за хороший труд.
Отец мой Кемал Муслядин-огълу работал главным инженером в стройтрестах 22 и 150 г. Самарканда. Он также работал управляющим треста “Водстрой” г. Карши. По возвращении на родину отец работал в Комитете по депортированным народам и в его подразделении УКСе».
Сама рассказчица Эльвира-ханым окончила в Ташкенте ТЭИС по специальности «многоканальная электросвязь». После распределения работала в г. Карши. Вернулась на родину в январе 1993 г. В данное время возглавляет АТС в Республиканской детской клинической больнице г. Симферополя.
Что можно сказать в заключении? Перед нами предстала судьба наших соотечественников, переживших все трудности, выпавшие на долю нашего народа. Но трудности не сломили их. Давайте мысленно подсчитаем солидные должности, которые занимали герои нашей статьи. Согласитесь, читатель, получится внушительный список. Это еще раз показывает отличительную черту нашего народа – стремление к знаниям. Таким родом можно гордиться!
Энвер МУРАТ