You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка Dört...

Помни прошлое: о трагической судьбе наркома просвещения Али Асанова

Приходит в жизни человека момент, когда он задает себе вопросы: правильно ли жил, все ли получилось, в чем смысл жизни, что такое счастье?

Счастье моей жизни – это моя семья, мои родители. На первый взгляд, всё в жизни сложилось благополучно – любимая работа преподавателя – непредсказуемая, необъятная, необходимая во все времена. А память… Память часто возвращается в прошлое.

Может быть мне легче станет,

Станет легче мне.

Может всё-таки устанет

Боль моя во мне.

 

Эта боль, что с малолетства

Всё не устает.

И никто от боли средство

Не найдет.

 

Есть портрет на стенке в доме,

Старый, небольшой.

Смотрит очень грустно,

Потому что не знаком со мной.

 

Как до боли больно,

Милый добрый дед.

Боль моя останется

До скончания лет.

О преступлениях сталинского режима написано вполне достаточно. Но пока семейная трагедия и тяжесть лишений сквозь десятилетия эхом отдаются в сердцах, пока несправедливость бюрократической машины и равнодушие чиновников не знают предела, эти преступления по-прежнему остаются без наказания и в наше мирное, далёкое от тех страшных лет, свободное и «демократичное» время.

Боль и утрата, которые сопровождала семьи несправедливо осужденных и репрессированных «врагов народа», близки и мне. Мой дедушка, Али Асанов, – талантливый педагог, общественный деятель и, наконец, народный комиссар просвещения Крымской АССР – был арестован 22 июля 1937 года и необоснованно осужден по статье 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР и приговорён к 15 годам тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества за «участие в антисоветской националистической организации». 2 ноября 1938 года он был расстрелян. Но вот за что? За то, что открывал дорогу к передовым технологиям, принимал участие в развитии народного образования на своей Родине?

Эти вопросы не дают мне покоя и по сей день. Ведь когда речь идёт о человеческой жизни, о смерти, безликая стандартная формулировка «Реабилитирован за отсутствием состава преступления» не может дать ни точного ответа, ни воскресить человека, раздавленного репрессивной машиной, ни что-либо компенсировать.

Судьба моего деда глубоко трагична. Этот настоящий кладезь ума, знаний, душевных качеств был вырван из родной земли. Его гений погиб для Родины, безвозвратно погиб! А сколько доброго, полезного, ценного, с точки зрения науки и культуры, мог он внести своей созидательной работой в жизнь как своего крымскотатарского, так и всего советского народа! Мой дедушка был человеком с большой буквы, и его образ – пример мужества и порядочности. И хотя он давно ушёл из жизни, его образ, его душа, память о нём в нашей семье будут жить всегда. В нём гармонично сочетались внешняя и душевная красота. И история его жизни, подобно фамильной драгоценности, передается в моей семье из поколения в поколение.

После окончания школы на «отлично» его отправляют учиться в Москву в Педагогическую академию имени Н. Крупской. С 1923-го по 1925 годы он там жил и учился. Гордости отца не было границ. Ведь он простой татарский крестьянин, не имевший ни кола, ни двора, обучает сына в столице советского государства. Али Асанов блестяще заканчивает Академию и возвращается в родной город. Посвящает свою жизнь образованию. Изучает передовую литературу, читает всё, что только можно найти. Тогда он полон надежд и веры в молодое государство, у него много идей по ликвидации безграмотности крестьян и рабочих, детей и женщин. Он верит в партию и в светлое будущее страны, ради которой готов на всё. И его идеи, помыслы, светлые мысли отражаются в научных трудах и статьях: «Народное образование в Бахчисарайском районе» (Крым. – 1925. – №2. – с. 179-181), «О всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму» (Симферополь: Крымгосиздат, 1930. – 59 с.), «Борьба за всеобуч в Крыму» (Просвещение национальностей. – 1931. – №7. – с.19-23), «Бахчисарайский район в борьбе за перестройку школы» (Просвещение национальностей. – 1933. – №4. – с. 39). Его научные работы подкреплены практическими наблюдениями, ведь в течение двух лет он заведовал Бахчисарайским РайОНО. В 1930-1934 гг. был наркомом просвещения Крымской АССР. Он стремился просвещать, но никак не быть слепым орудием в руках политизированной верхушки, устроившей массовую охоту на «инакомыслящих» (это мягкое определение в последствии будет заменено на категоричное «враг народа»). Поэтому Асанов А.А. подвергался критике со стороны партноменклатуры за нерешительность в борьбе с «буржуазным национализмом». И поэтому 20 апреля 1934 года он был снят с поста наркома и переведён директором Крымского НИИ национально-культурного строительства. Затем в 1935-1937 годах редактирует районную газету «Бригадир» в Судаке. Его, курсанта Центральных курсов редакторов и переводчиков при ЦК партии, арестовывают в Москве. Потом высшая мера наказания…

Творческое и интеллектуальное наследие Али Асанова – это невероятно прогрессивные для своего времени, даже революционные, программы, разработки, направленные на реформирование и совершенствование качества всеобщего образования. Дед был непреклонным последователем Исмаила Гаспринского, который, как известно, по праву занимает достойное место в ряду величайших просветителей и мыслителей, внесших значительный вклад в формирование духовного облика человека. Али Асанов разделял также его взгляды на роль женщины в обществе, в частности на повышение их образованности, активизацию и развитие их талантов, творческих и интеллектуальных способностей. Это человек, чья судьба неразрывно связана со становлением Крымскотатарской АССР. Он стремился проникнуть в самые отдаленные уголки общества, чтобы у каждого человека была возможность получить образование.

Мне беспредельно больно, когда устанавливают памятники, называют улицы, поселки, школы одними именами и несправедливо забывают другие, озарившие нашу историю, расстрелянные, истерзанные сталинским режимом, но питающие нас силой духа, огромной силой любви к своему народу.

Считаю, что как символ уважения почти целиком уничтоженной элиты нашего крымскотатарского народа, чьи имена вошли в историю «Золотого века» возрождения культуры крымских татар, должен найти достойное место на Крымском полуострове в виде аллеи памяти, музея и т.д. И «расстрельный» день, 17 апреля, должен стать днем памяти и скорби. Хотелось бы услышать мнения и пожелания.

P.S. Благодарю всех, кто по крупицам собирал информацию обо всех деятелях науки, культуры, просвещения Крымской АССР.

Л.Д. ДЖЕТЕРЕ-АСАНОВА

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях FacebookВконтактеОдноклассники и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.

На фото Али Асанов с женой и друзьями

 

 

Автор: Редакция Dört

Редакция Dört