Жизнь-подвиг Сюндус Бодраковой
Сюндус Али Бодракъ къызы
В этой статье Avdet расскажет о славной дочери крымскотатарского народа, участнице партизанского движения в Крыму Сюндус Бодраковой (Абдурахмановой).
Деда Сюндус-апте звали Мустафа, бабушку – Селиме. У деда в Бешуе был собственный магазин. Он ездил в Турцию за товаром и привозил продукты, ткани, одежду, золотые фесы, къушакълар (пояса) и многое другое. В семье было пятеро девочек: Гульшерфе (1888 г.р., мать Сюндус-апте), Мерьем, Ава, Анифе, Медине. Жили по левую сторону реки Алмы, ниже впадения притока Куруч. Кроме торговли, они так же как и все бешуйцы занимались садоводством. В их саду росли фруктовые деревья, орешины, кизил, фундук.
Гульшерфе Мустафа къызы вышла замуж за Али Бодракова, уроженца деревни Тав-Бодрак (Скалистое) Бахчисарайского района. В семье было пятеро детей: Абдураман (1922 г.р.), Джихан (1928 г.р.), Незире (1929 г.р.), Сюндус (1930 г.р.), Шамрат (1936 г.р.). Отца работал в Бешуе комбайнером. В дальнейшем был избран председателем колхоза. Сама Гульшерфе тоже работала в колхозе комбайнером. Дом их располагался в начале деревни при въезде со стороны Акмесджита (Симферополя). Довоенная дорога отличается от той, что ведет сегодня в Бешуй. Въезжали в деревню выше по реке Алме. И, как говорили старожилы, она была короче, чем нынешняя. Называют расстояние 12-14 км. Рядом с домом была разрушенная мечеть. Она находилась на возвышенности. Там же было кладбище. Соседями были Суваде-бита и ее супруг Мамут. Как вспоминает Сюндус-апте, в деревне были нижний и верхний кварталы, школа. Отец Али скончался от простуды в 1936 году.
1973 г., Сырдарья. Гульшерфе-бита с дочерью Сюндус перед первым возвращением в Крым.
В июне 1941 года началась война. Уже в ноябре немецкие войска были в Симферополе. Жить семье было сложно особенно из-за того, что немцы преследовали в первую очередь семьи коммунистов. В конце 1943 г. немцы стали сжигать горные деревни за помощь партизанам. Семью предупредили, что им надо уходить к партизанам. И Гульшерфе с сыном Джиханом и дочерью Сюндус ушли в лес. Ночью партизаны перевезли их вещи. Младшие дети в это время были с тетей Мерьем, сестрой матери. Деревня была сожжена. В партизанском отряде они ухаживали за раненными бойцами, занимались перевязкой, чинили одежду, готовили еду, пекли хлеб. В лесу был подготовлен медцентр, в котором даже делали операции раненым бойцам. Самолеты с большой земли сбрасывали им на парашютах продукты в ночное время. Приходилось разжигать костры для ориентировки летчикам. Жили в землянках. Парашюты служили дополнительным материалом для сохранения тепла в землянках. Ими накрывали землянки. Сюндус-апте рассказывает, как они с одним молодым парнем даже направлялись в Симферополь для расклеивания листовок с воззваниями против оккупантов. Служили они в 7-м отряде, в 4-ой бригаде.
Трагична судьба братьев Абдурамана и Джихана. Абдураман участвовал в подпольной работе и был схвачен фашистами на явочной квартире и с большой группой людей был расстрелян на берегу Салгира перед отступлением врага. В дальнейшем мать Гульшерфе опознала труп своего сына. Он был похоронен на Абдале. Джихан со своими напарниками однажды ушли в разведку и не вернулись в отряд.
Джихан и Абдураман Бодраковы
В середине апреля 1944 г. Симферополь и прилегающие районы были освобождены от захватчиков. Радость народа была недолгой. 18 мая началась массовая депортация крымскотатарского народа со своей родины. На момент высылки получилось так, что Сюндус-апте находилась в Зуе у родственников, а мама – в другом месте. Мать попала в Сырдарьинскую область УзССР, а Сюндус со старшими родственниками была сослана на Урал, в Свердловскую область, Исовский р-н, пос. Павдинск. По дороге скончалась бабушка Селиме. Сюндус росла под опекой сестры матери Авы. На Урале прожили три года. Работали на лесоповале.
Бахтышаева Мерьем Мустафа къызы. Сестра Гульшерфе-бита. 1937 г.
В 1947 г. мать сделала вызов, и Сюндус поехала в Сырдарьинскую обл., чтобы воссоединиться с мамой. Работала в железнодорожном буфете. В 1949 году вышла замуж за уроженца деревни Таракташ (Дачное) Муртазу Абдурахманова, активного участника национального движения. Они вырастили пятерых детей: Ремзие (1952), Асие (1954), Заира (1956), Сейдали (1960), Айдера (1963). Все они нашли свою дорогу в жизни. В частности, старшая дочь Ремзие работала директором крымскотатарской школы в Карасубазаре (Белогорске). Младший сын Айдер работает заведующим акушерско-гинекологического отделения в больнице.
1948 г., Сюндус, подруга Диляра, сестра Незире.
Тоска по родине не давала покоя, и в числе других наших соотечественников они рискнули переехать в Крым в сложные 1970-е годы, когда власть особенно свирепствовала против прибывающих крымских татар. Пытались обосноваться в Карасубазаре. Им, как и семьям других наших соотечественников, рискнувших вернуться на родину в то трудное время, пришлось испытать много тягот. Не прописывали, не принимали на работу, детей не брали в школы. И при всем этом, как вспоминает Сюндус-апте, местные жители относились к переселенцам доброжелательно и помогали, чем могли. В их памяти были свежи воспоминания о довоенном Крыме, когда все знали крымскотатарский язык и даже пели народные песни на этом языке. А весь негатив шел от государственных структур. Сюндус-апте с матерью неоднократно обращались в архивы для подтверждения своего участия в партизанском движении, но получали ссылки на то, что данные в архивах не сохранились. Все изменилось в конце 90-х годов, когда крымскотатарский народ массово начал возвращаться на родину. Сюндус-бита и ее дети связались с командиром партизанского отряда, в котором она состояла, Рябошапкой. И он подтвердил присутствие матери и дочери в партизанском отряде. Это же подтвердили и участники партизанского движения Г.А. Гордиенко и Д. Мурадасилов. Сюндус-бита была награждена орденом «За мужество» и медалями. К сожалению, до этого не дожила ее мать Гульшерфе. Она скончалась в 1983 г в возрасте 94 лет, не дождавшись справедливости.
Сегодня Сюндус Али къызы Бодракова – счастливая мать, бабушка и прабабушка. Она вырастила пятерых детей. У нее 15 внуков и 16 правнуков. И им всем есть, с кого брать пример. Она с детства читает Коран, многие суры знает наизусть. Несмотря на преклонный возраст, Сюндус-бита читает газеты и журналы и в первую очередь наши национальные издания. Мы были у нее в гостях 9 марта. Трогательно было смотреть, как подъезжают один за другим гости, молодое поколение. Это дети с внуками и правнуками. И все по традиции целуют руку своей ненаглядной бабушке. Из нашей задушенной беседы можно сделать вывод, что Сюндус-бита воспитала в своих детях глубокий патриотизм, любовь к родине и своему народу.
Хотелось бы добавить и от себя. Мне приходилось писать не раз статьи о депортированных наших соотечественниках, об офицерах, прошедших всю войну, а в итоге искавших своих родственников в Средней Азии… О чем могла думать 14-летняя девушка, помогавшая партизанам изгнать врага с родной земли, а потом была отлученная от этой родной земли? Взгляните на фотографию матери и дочери перед возвращением на Родину в 1973 году. Их глаза излучают тепло и доброту… И таких примеров можно привести тысячи. А вразумительного ответа совершенному злодеянию так и пока нет… Нам же хочется пожелать Сюндус-бита крепкого здоровья и долгих лет жизни. Свой подвиг она уже совершила.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях Facebook, Вконтакте, Одноклассники, а также на канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и интересных новостей.