You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка Dört...

Не путайте понятия: «изучение» родного языка, «обучение» на родном языке и факультативные занятия

«Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется все меньше и меньше времени, и, наконец, эти предметы заброшены совсем» («451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери, 1953).

«Когда мы закончим, людям вроде вас придется изучать язык сызнова. Вы, вероятно, полагаете, что главная наша работа – придумывать новые слова. Ничуть не бывало. Мы уничтожаем слова – десятками, сотнями ежедневно. Если угодно, оставляем от языка скелет. Это прекрасно – уничтожать слова» («1984», Джордж Оруэлл, 1949).

Правы ли великие фантасты, описывая судьбу родного языка в своих антиутопиях? К сожалению, если оглянуться на происходящее, то действительно с молчаливого нашего позволения оставляем от крымскотатарского языка всего лишь скелет.

Вам, милый, наивный читатель, не набило оскомину массовое нарушение ваших же прав и прав ваших детей в части образования на родном языке?

Что за грубое и повсеместное попрание основных свобод человека, установленных Конституцией РФ, с нарушениями которых мы часто соглашаемся молча, потому что боимся, что наших детей в школе будут притеснять, занижать их оценки?

А эти убогие и синхронно созвучные фразы «Ваш ребенок не сможет сдать ЕГЭ» или «У нас нет преподавателей по химии со знанием крымкотатарского языка» не оскорбляют ваши чувства? И даже родительский инстинкт, направленный на защиту ребенка, не срабатывает?

Желание, чтобы ребенок учился на родном языке в школе, озвученное перед директором, – это не богохульство и не преступление, а законное, конституционное право родителей, которое гарантируется государством. Государство, в свою очередь, выделяет на изучение родного языка в школе денежные средства из федерального и местного бюджетов. Также напомню, что федеральный бюджет формируется за счет наших с вами добровольных налоговых и иных отчислений, в т.ч. и начисление зарплаты тому же директору идет с наших налогов.

Таким образом, любая школа является исключительно муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением во главе с директором, а не подобием княжества помазанника Божьего с абсолютной властью и непререкаемым авторитетом.

Директор как должностное лицо обязан организовать по заявлениям родителей процесс обучения на родном, крымскотатарском, языке. А родители имеют право требовать, а не выпрашивать в виде милостыни обучение на родном языке. Поэтому фраза «Я плачу налоги, на которые содержат школу» в адрес недобросовестного директора будет очень кстати и не даст руководителю возможность манипулировать отсутствием финансирования и кадрового обеспечения.

В последнее время в дружеских беседах между директором и родителями идет недопонимание разницы между «изучением» и «обучением», родителей нередко склоняют к факультативным занятиям.
Обучение всех предметов в школе на родном крымскотатарском языке – это преподавание всех школьных предметов на родном языке. Пугаться и бояться здесь нечего, т.к. от такого вида обучения школьная программа не меняется. Все часы, выделяемые на основные предметы, в т.ч. на русский язык, сохраняются. Обучение на родном языке проводится билингвально, т.е. ребенок не находится в атмосфере «полного погружения» в родной язык, а фраза, сказанная учителем на крымскотатарском, тут же переводится на русский язык.

Изучение – введение обязательного предмета как «крымскотатарский язык» и «крымскотатарская литература». Однако здесь есть свои нюансы, которые заключаются в том, что весь класс должен подать заявление на изучение крымскотатарского языка как предмета.
Очень часто директора склоняют родителей к факультативной форме обучения.

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Факультативные занятия помогают ребенку дополнить, углубить свои знания и умения по предмету. Занятия могут быть рассчитаны не менее чем на 17 часов и не более чем на 34 часа. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в максимальный объем учебной нагрузки обучающегося. Продолжительность факультативного занятия не должна превышать 45 минут. В группы по изучению факультативных занятий обучающиеся зачисляются по их желанию. Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием, утвержденным директором школы, и проводятся во внеурочное время после уроков. Должен быть предусмотрен перерыв для отдыха учащихся между обязательными занятиями и факультативными занятиями не менее 40 минут. Факультативные занятия не оцениваются.

Следовательно, ребенок, проучившись 6-7 уроков, должен пойти домой отобедать и отдохнуть в течение 40 минут, а потом вернуться обратно в школу на урок родного языка и литературы. Как быть зимой, когда рано темнеет? Как делать домашнее задание на следующий день после многочасовой основной нагрузки и с факультативным занятием? У ребенка формируется понятие необязательности факультативных занятий, т.к. оценки в журнал успеваемости и в дневник не заносятся, не подводится итоговая оценка в конце года, за пропуск занятий не вызовут родителей в школу.

Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О языках народов Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2014 №268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его обучения, изучения и развития. Факультативные же занятия лучше использовать на углубленное изучение иных обязательных школьных предметов для подготовки и сдачи экзаменов.

«Границы моего языка означают границы моего мира» (Людвиг Витгенштейн). Не сужайте границы родного крымскотатарского языка до бытовых рамок.

Ленура ЕНГУЛАТОВА

31_05_2016_0