You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка Dört...

Первый национальный музей

Первый национальный музей

[Гульнара Абдулаева]
3 ноября 1917 года по решению Мусульманского Исполнительного комитета в городе Бахчисарае в торжественной обстановке был открыт первый в истории крымских татар Национальный крымскотатарский музей в Ханском дворце. Его открытие ознаменовалось важным этапом в культурной, религиозной и политической жизни крымских татар. Однако ему еще предстояло пережить немало испытаний, чтобы сегодня войти и утвердиться в списке известных музеев мира.


В 1783 году, сразу же после аннексии Крымского ханства знаменитый бахчисарайский дворец, некогда возведенный вторым крымским ханом Менгли Гираем, вынужден был перейти в российское ведомство. Более чем за сто лет дворец пережил немало испытаний. За эти годы он был отдан в полицейское ведомство, подвергся печально известной реставрационной работе губернского архитектора Колодина, который нанес непоправимый ущерб как самой архитектуре, так и уникальной росписи бывшей ханской резиденции, служил госпиталем во время Крымской войны.
25 сентября 1917 года решением Крымского Временного Мусульманского Исполнительного комитета было объявлено о создании национального музея крымских татар, и первым его директором был избран выдающейся художник-архитектор, искусствовед, этнограф Усеин Боданинский.
Боданинский был значительной фигурой в крымскотатарском изобразительном искусстве 1920-30-х годов. После окончания Строгановского училища он продолжил образование в Италии, Франции и Турции. До 1916 года он жил в Петрограде, где работал вместе с известным архитектором И. А. Фоминым. В 1910-е годы Боданинский расписал плафоны в задании Торгового банка в Москве, а также в домах Я. В. Родькова-Рожнова, С.С. Абамелек-Лазарева и многих других. Но уже 1917 году художник возвращается в родной Крым и в сентябре того же года назначается директором открывающегося музея бахчисарайского Ханского дворца.
Боданинский со всей ответственностью подошел к возложенной на него задаче. Именно он заложил основной фундамент музея и внес неоценимый вклад в создание его коллекций и экспозиций. 
В годы революции первый директор приложил немало усилий для создания национального музея, так как его пришлось отстаивать и от «белых» и от «красных».
С ноября 1920 года музей переходит в подчинение Крымского Комитета по делам музеев и охраны памятников искусства старины и народного быта. Комитет являлся подотделом при отделе народного образования. И Боданинский, будучи директором дворца-музея, одновременно становится и исполняющим обязанности заведующего бахчисарайским Комитетом по делам музеев. 
Спустя год в состав дворца-музея входят филиалы: Пещерные города Крыма, Дом-музей Исмаила Гаспринского и Коккозский (Юсуповский) дворец-музей. 
Боданинский стремился возродить художественные народные промыслы крымских татар. И уже в 20-е годы начинается активный процесс формирование музейной коллекции. 
Несмотря на трудное экономическое положение в Крыму, для музея выделяются деньги на покупку ценных экспонатов, предметов крымскотатарского быта и искусства. Многие ценные вещи преподносятся в подарок местным населением. 
Кроме того, в конце 1923 года из закрытого уже к тому времени института Менгли Гирая (Зынджырлы медресе) в бахчисарайский музей передается более 200 старинных книг, причем 134 из них были рукописные и представляли историческую ценность.  
К слову сказать, летом 1924 года коллекцию восточных книг бахчисарайского музея изучал виднейший арабист, в будущем автор знаменитого перевода Корана И. Крачковский. В своем отчете о командировке в Крым он сообщает, что фонд рукописных книг бахчисарайского музея составляет 30 манускриптов, а также 150 списков из Зынджырлы медресе.
Уже в октябре 1924 года музейная коллекция состояла из 2254 экспонатов. Из них ткани, вышивки, ковры, платья, мебель, посуда, предметы обихода, стекло, фарфор, изразцы, фаянс, глина, ювелирные изделия, оружие, нумизматика, живопись и скульптура, рукописные книги. Особого внимания заслуживает такой ценный раздел коллекции как рукописные книги. 
В 1925 году Бахчисарайский музей участвовал в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Всего на парижской выставке экспонировался 771 предмет крымскотатарского народного декоративно-прикладного искусства. Крымскотатарским вышивкам – одному из традиционных ремесел была присуждена бронзовая медаль (5 степень наград). 
Пропагандируя национальную культуру, Усеин Боданинский одновременно преподавал изобразительное искусство в крымскотатарском художественно-промышленном техникуме и выступал в различных городах и селениях Крыма с лекциями о средневековом и современном крымскотатарском искусстве, иллюстрируя их собственными рисунками. Он был одним из организаторов-руководителей археологических и этнографических экспедиций в Къырк-Азилер,Эски-Юрт, Старый Крым, Джуфт-Кале. Но новая власть отнеслась к деятельности Боданинского настороженно. Он был снят с должности директора музея и в 1938 году арестован по обвинению в национализме и приговорен в высшей мере наказания. 
Преемницей Боданинского стала его ученица Мария Кустова. Благодаря ее усилиям, после депортации 1944 года Ханский дворец музей, который должен был быть разрушен по распоряжению крымского правительства уцелел и продолжал функционировать. 
В 1975 году 30 рукописей были переданы Львовскому музею истории религии и атеизма, а годом позже 337 старинных книг, в том числе 127 рукописей незаконно перекочевали в Государственную публичную библиотеку Ленинграда. Значительное место в этом списке занимает перечень книг, «переданных» Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. В настоящее время это учреждение именуется Российской научной библиотекой. Еще 17 ценнейших документов по истории Крымского ханства находились в личной коллекции известного ученого, исследователя истории караимского народа Абрама Фирковича, которые более 100 лет назад его родственниками были переданы в дар царскому двору. Откуда и попали в Государственную библиотеку Ленинграда. Еще раньше в эту библиотеку вывезли около 200 крымскотатарских письменных документов по истории крымских татар. В этот список входит 121 том кадыаскерских книг, бесценного научного материала по истории Крымского ханства. Эти документы, охватывающие хронологический период с 1608 по 1786 годы, некогда являлись частью архива крымских ханов, в летописях содержится богатейший материал по истории, экономики, культуре, юриспруденции, социальному устройству и демографическим процессам в Крымском ханстве.
За счет Бахчисарайского музея пополнили свои фонды: Государственный Эрмитаж, Киевский государственный исторический музей, Крымский областной краеведческий музей, Запорожский областной краеведческий музей, Московский государственный исторический музей, Крымская областная картинная галерея, Херсонский областной краеведческий музей, Каховский городской исторический музей, Музей археологии АН УССР, Алупкинский дворец-музей, Евпаторийский краеведческий музей, Гурзуфский литературно-мемориальный музей, Ливадийский историко-художественный музей, Киевский музей русской живописи, Ленинградский Русский государственный музей, Львовский музей истории религии и атеизма, Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
К сожалению перекачивали наиболее ценные образцы этнографической коллекции, предметы нумизматики, в основном золотые и серебренные, уникальные образцы холодного огнестрельного оружия, картины и произведения декоративно-прикладного искусства.
Всего за период с 1941 года по настоящее время, согласно имеющимся документам, из Бахчисарайского музея было изъято 1295 экспонатов.
В результате многочисленных изъятий ценностей некогда богатейшей коллекционный фонд Бахчисарайского музея в настоящее время значительно оскудел. 
Сегодня многие европейские страны подписали международный договор по возвращению культурных ценностей, изъятых насильственным путем. Исключением является Россия, где как нижняя, так верхняя палаты парламента отвергли этот закон, хотя последнее слова остается за Президентом. Помимо актуального вопроса возвращения культурных ценностей его истинным владельцам существует и другая проблема – дальнейшая их судьба. 
На сегодняшней день, Бахчисарайский ханский дворец является единственным в мире образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры, памятником истории и культуры общемирового значения, и включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Опубликовано Рубрики Без рубрики